Jump to content
  • 0

Как устроен jQuery


Great Rash
 Share

Question

Мне давно было интересно как устроен всеми любимый jQuery и вот я решил засесть за него (благо что исходники у него открытые).

И вот, по просьбе камрада mishka2 я рассказываю, что я выяснил, как работает этот фреймворк и как написать свой такой же.

Прежде всего пара фишек яваскрипта, про которые не все начинающие знают:

1) Имена функций:

В яваскрипте валидными считаются любые имена функций, которые начинаются с буквы, со знака доллара ($) и со знака подчеркивания (_). Так что когда вы используете ваш любимый jQuery, вызывая к примеру $(document), знайте, что вы вызываете функцию у которой имя $ и передаете ей в качестве аргумента document.

2) Вызов функций:

Обычно все пишут какую-нибудь функцию, к примеру:

function myFunc() {
alert(1);
}

// или так
var myFunc = function() {
alert(1);
}

а потом вызывают ее, но многие не знают, что в яваскрипте можно вызвать функцию сразу при создании вот таким методом:

(function() { // создаем функцию
alert(1);
})(); // и тут же вызываем ее

3) Переменные и функции:

Яваскрипт - это объектно ориентированный язык программирования. В нем все является либо объектами, либо свойствами объектов. Даже если вы используете процедурный подход к программированию (создаете отдельные функции и оперируете ими), вы все равно создаете объекты, т.к. в яваскипте любая функция - это объект. Т.е. вы можете вызвать ее через оператор new и рабоать с ней как с объектом.

Когда вы создаете переменную в глобальной области видимости, то она записывается как свойство глобального объекта window. Т.е.var a = 1; и window.a = 1 эквивалентны.

Ну вот теперь многие вещи в jQuery станут понятны. Самое интересное в jQuery то, что как только вы поздключили его на страницу он у вас сразу инициализирован. Давайте посмотрим как это сделано.

1) Для начала давайте создадим наш объект, назовем его Helper, у него будет пока единственный метод init(), который должен будет инициализировать его. А делать наш объект будет всего одну вещь - находить по ID элемент на странице или получать уже найденный элемент как ноду и возвращать его:

var Helper = {
init: function(elem) {
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
return elem;
}
}

Фишка в том, что нам надо будет обязательно инициализировать наш объект, для того чтобы он заработал, т.е. нам нужно будет где-либо на странице вызвать метод init():

alert(Helper.init('id_элемента'));

Но нам то нужно получить что-то вроде такого:

alert(Helper('id_элемента'));

Тут то нам и приходит на помощь вызов функции сразу при создании, единственное, что нам потребуется это анонимная функция (т.е. функция без имени), которая будет вызываться сразу же после создания и вспомогательная функция, которая будет инициализировать наш объект и возвращать его:

(function() { // анонимная функция
var Helper = function(elem) { // вспомогательная функция
return new Helper.foo.init(elem); // которая возвращает нам уже проинициализированный объект
}

Helper.foo = { // наш основной объект
init: function(elem) { // метод, где происходит инициализация
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
return elem; // метод возвращает нам ссылку на ноду
}
}
})(); // сразу же вызываем анонимную функцию

У внимательного читателя должен возникнуть вопрос: "Откуда взялся Helper.foo? И почему именно так?". Все дело в наследовании прототипов. Вообще, прототипы в яваскрипте это довольно сложная для понимания штука. В конце я дам ссылки на ресурсы где про это можно почитать. Признаюсь, сам перечитывал раз 10, но все равно не понял до конца как они работают.

Скажу лишь, что когда мы пишем new Helper.foo.init(elem);, то не создаем новый объект с именем Helper.foo как вы могли подумать, а создаем новый объект с именем Helper.foo.init (т.к. init() - тоже функция), у которого нет ни одного метода. И чтобы использовать все методы которые мы будем добавлять в Helper.foo в дальнейшем на понадобится переопределить прототип Helper.foo.init.

Пока все это звучит очень запутанно, но я надеюсь, что когда вы увидите дальнейший код, то все поймете.

Итак, теперь у нас есть проинициализированный объект и казалось бы мы можем его начать вызывать, но (как вы должны знать) переменная Helper у нас получилась не глобальной, т.к. она находится внутри анонимной функции. Чтобы начать использовать наш Helper нам надо передать его в глобальную область видимости, вот так это сделано в jQuery:

(function() { // анонимная функция
var Helper = function(elem) { // вспомогательная функция
return new Helper.foo.init(elem); // которая возвращает нам уже проинициализированный объект
}

Helper.foo = { // наш основной объект
init: function(elem) { // метод, где происходит инициализация
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
return elem; // метод возвращает нам ссылку на ноду
}
}

// передаем переменную Helper в глобальную область видимости
window.Helper = Helper;
})(); // сразу же вызываем анонимную функцию

Все, теперь вы можете использовать проинициализированный объект:

<body>

<div id="test"></div>

<script type="text/javascript">
alert(Helper('test'));
</script>

</body>

Но позвольте, откуда же в jQuery берется доллар? Все очень просто - пусть у нас будет два доллара:

(function() {
var Helper = function(elem) {
return new Helper.foo.init(elem);
}

Helper.foo = {
init: function(elem) {
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
return elem;
}
}

// создаем два доллара
window.Helper = window.$$ = Helper;
})();

И вызываем:

<body>

<div id="test"></div>

<script type="text/javascript">
alert($$('test'));
</script>

</body>

Однако, если в jQuery вызвать $('#test'), то он вернет не ссылку на ноду а сам себя, т.е. объект jQuery и чтобы получить ссылку на ноду в jQuery нам придется сделать что-то вроде этого:

<body>
<!-- Используем jQuery -->

<div id="test"></div>

<script type="text/javascript">
alert($('#test')); // выведет [object Object] (сам себя)
alert($('#test')[0]); // выведет [object HTMLDivElement]
</script>

</body>

Все это потому, что все найденные элементы jQuery цепляет к себе. Ничто не мешает нам сделать так же:

(function() {
var Helper = function(elem) {
return new Helper.foo.init(elem);
}

Helper.foo = {
init: function(elem) {
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
this[0] = elem // цепляем элемент к объекту
return this; // возвращаем не элемент, а наш объект
}
}

window.Helper = window.$$ = Helper;
})();

Вот у нас и получится тоже самое:

<body>
<!-- Используем наш фреймворк -->

<div id="test"></div>

<script type="text/javascript">
alert($$('test')); // выведет [object Object] (сам себя)
alert($$('test')[0]); // выведет [object HTMLDivElement]
</script>

</body>

Теперь давайте добавим в наш фреймворк какой-нибудь метод, например пусть у него будет имя getNodeName(), а возвращать он будет имя ноды:

(function() {
var Helper = function(elem) {
return new Helper.foo.init(elem);
}

Helper.foo = {
init: function(elem) {
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
this[0] = elem
return this;
},

getNodeName: function() { // наш новый метод
// возвращает имя ноды найденного объекта в верхнем регистре
return this[0].nodeName.toUpperCase();
}
}

window.Helper = window.$$ = Helper;
})();

Давайте попробуем при помощи нашего нового метода узнать имя ноды:

<body>

<div id="test"></div>

<script type="text/javascript">
alert($$('test').getNodeName()); // Ошибка !!!
</script>

</body>

Почему же это не работает? Как я уже говорил выше, вспомогательная функция Helper создает новый объект с именем Helper.foo.init, а внутри нашего метода init() нет никаких других методов.

Поэтому нам надо переопределить прототип для Helper.foo.init, т.е. указать скрипту явно, что шаблоном нашего объекта является не Helper.foo.init, а Helper.foo.

Причем наш объект foo должен храниться обязательно как свойство объекта Helper иначе (если я правильно понял, прочитав кучу статей про прототипы) переопределить прототип не получится.

(function() {
var Helper = function(elem) {
return new Helper.foo.init(elem);
}

Helper.foo = {
init: function(elem) {
elem = typeof elem == 'string' ? document.getElementById(elem) : elem;
this[0] = elem
return this;
},

getNodeName: function() {
return this[0].nodeName.toUpperCase();
}
}

Helper.foo.init.prototype = Helper.foo;

window.Helper = window.$$ = Helper;
})();

Вот теперь все заработает:

<body>

<div id="test"></div>

<script type="text/javascript">
alert($$('test').getNodeName()); // выведет DIV
</script>

</body>

Ну вот и все, теперь вы можете расширять свой фреймворк, добавляя туда новые методы и использовать его так же как и jQuery. Теперь вы представляете как устроен этот фреймворк.

Конечно то что я тут описал - это очень сильно упрощенная версия jQuery. Она умеет находить ноду только по ID и в ней нет кучи полезных фишек jQuery. Но я не волшебник, я только учусь. Многое еще остается в jQuery для меня не ясным, но надеюсь со временем я его таки доковыряю :D

P.S. Что я читал:

http://javascript.ru/ecma/part8#_Prototype_

http://javascript.ru/tutorial/object/inher...type-i-prototip

http://code.jquery.com/jquery-1.4.2.js

http://dklab.ru/chicken/nablas/40.html

  • Like 6
Link to comment
Share on other sites

5 answers to this question

Recommended Posts

  • 0

Great Rash, прочитал на пару раз, очень интересно, есть вопрос:

Яваскрипт - это объектно ориентированный язык программирования. В нем все является либо объектами, либо свойствами объектов. Даже если вы используете процедурный подход к программированию (создаете отдельные функции и оперируете ими), вы все равно создаете объекты, т.к. в яваскипте любая функция - это объект. Т.е. вы можете вызвать ее через оператор new и рабоать с ней как с объектом.

Мне не понятно как функция может быть объектом. Всегда считал, что функция - метод. А объект это именованная копия заранее определенного класса.

Link to comment
Share on other sites

  • 0
Объектно-ориентированный язык программирования (ОО-язык) — язык, построенный на принципах объектно-ориентированного программирования.

В основе концепции объектно-ориентированного программирования лежит понятие объекта — некоей субстанции, которая объединяет в себе поля (данные) и методы (выполняемые объектом действия)

Link to comment
Share on other sites

  • 0

В яваскрипте все не так как в других языках программирования. Когда я объявляю функцию, т.е. пишу:

function Test() {
alert(1);
}

то на самом деле я создаю эекземпляр объекта Function(), конструктором которого, в свою очередь, является встроенный объект Object. Между прочим, таким образом к базовому объекту можно добавлять методы которые потом появятся везде, например так:

Object.prototype.newMethod = function() {
alert(2);
}

var x = new String('1');
x.newMethod();

Link to comment
Share on other sites

  • 0

По сути, функция - это метод объекта Function, который(объект), по сути, является методом объекта Object, который имеет свои методы, которые наследует Function, в доме который построил Джек.

 

На этом не стоит заморачиваться, поскольку язык довольно сложный, и не до конца понятен даже, наверное, самим разработчикам Javascript

Обычно, в языках программирования, используется классический синтаксис для создания функции:

function Foo(){/*Здесь идет "блок кода" заключенный в фигурные скобки, в круглых скобках передаваемые параметры. слово function говорит о том что вы декларируете блок кода, который вам нужно будет исполнить позже...*/}

Это всего лишь значит, что в Javascript, как и в большинстве ООП языков, функция - это всего лишь блок исполняемого кода, присвоенный какой нибудь переменной. Поэтому когда вы попробуете вывести имя функции в консоли, либо на экран, без исполнения(без круглых скобок), она вернет вам кусок кода как текст, а не результат выполнения функции.

Edited by JohnDoe
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...

Important Information

We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue. See more about our Guidelines and Privacy Policy